Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Проблемы организации свободного времени учащихся на период каникул (1–11 классы)

Проблемы организации свободного времени учащихся на период каникул (1–11 классы)
Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей.

      Цель воспитательной работы нашего образовательного учреждения: наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Одной из задач является: включение обучающихся в разнообразную (соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям) деятельность, направленную на формирование у детей:

  • трудолюбия, готовности к выбору профессии;

  • экологической культуры;

  • эстетического отношения к окружающему миру;

  • физической культуры, навыков здорового образа жизни;

  • организационной культуры, активной жизненной позиции.

                Огромная роль отводится организации каникулярного отдыха детей и подростков в нашем ОУ, т.е. каникулам. Ведь именно каникулы – особое ценностное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Следует отметить, что в школе 100% учащихся охвачены в каникулярный период в течение года (осень, зима, весна) и 80% в летний период. Для ребёнка главное: расти, набираться опыта, приобрести новые интересы, расширить круг знакомых и взрослеть, самостоятельно осваивая мир. Именно каникулы – суть альтернативное школе, но столь же важное пространство образования. Для нашего педагогического коллектива каникулы это, прежде всего, возможность формирования непрерывного единого образовательно-воспитательного пространства, это создание благоприятных условий для заполнения свободного времени ребят интересной, разнообразной, привлекательной для них деятельностью. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребёнка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения.

          Организация летних каникул, длящихся три месяца, осуществляется по отдельному совместному плану заместителя директора по ВР, социального педагога, педагогов-организаторов и преподавателя физической культуры. В программу мероприятий входят: спортивно-оздоровительные мероприятия, фольклорные праздники, работа творческих групп совета старшеклассников, редакции школьной газеты; походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, выставки рисунков и фотографий (в том числе - виртуальные), посещение кружков, секций и клубов по интересам и т.д. В центре каждого плана мероприятий в каникулярный период яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе во время каникул периоды повышенной творческой активности; задать чёткий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия; организовать действенную помощь классному руководителю; привлечь родителей, сформировать коллективные ценности. Ежегодно в период летних каникул на базе МБОУ УСОШ №4 открывает двери для школьников оздоровительный лагерь «Виктория» с дневным пребыванием детей. К сожалению, в период самоизоляции открытие лагеря не состоялось, но дистанционная творческая и образовательная работа с учащимися продолжается.

          Вот уже на протяжении нескольких лет основными направлениями воспитательной деятельности в каникулярный период остаётся:

    – интеллектуальное воспитание;
    – нравственное воспитание;
    – трудовое воспитание;
    – экологическое воспитание;
    – физическое воспитание.

            В летний каникулярный период учащиеся школы охвачены различными формами взаимодействия:

    – Лагерь дневного пребывания при образовательном учреждении (для учащихся начальной и средней школы), где ежегодно отдыхает около 35% - 40% учащихся.
    – туристические походы, которые составляют группы из 15-25 человек, экскурсии, творческие фестивали;
    – профильные смены, куда входят ребята из школьного актива совета старшеклассников (5-10 человек).
    – субботники с привлечением школьников (для благоустройства пришкольного участка), (15-20 учащихся ежемесячно в период летних каникул);
    – трудоустройство учащихся (работа с подростками из группы риска).     

         На базе МБОУ УСОШ №4, как в период каникул, так и во внеканикулярное время, реализуется профилактическая методическая программа «Здоровый образ жизни», составленную на весь год совместно заместителем директора по ВР, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником и преподавателем физкультуры. Содержание деятельности программы включает в себя: беседы, встречи со специалистами, просмотр и обсуждение фильмов, посещение медицинских учреждений с экскурсиями, правовые практикумы, профилактические мероприятия, конкурсы рисунков и плакатов, досуг и другие мероприятия, направленные на защиту, сохранение и коррекцию физического и психического здоровья ребёнка.

    На базе МБОУ УСОШ №4 во время каникул продолжают свою работу и объединения дополнительного образования (кружки, секции, литературная студия, студия изобразительного искусства, художественная гимнастика). Продолжает работу редакция школьной газеты «Доброе сердце» и журнала «Оракул», где юные журналисты освещают события прошедшего учебного года. Информация о текущих мероприятиях размещается на официальном сайте образовательного учреждения, где с ней могут ознакомиться как учащиеся, так и их родители.

    В группе МБОУ УСОШ №4 в социальных сетях публикуются анонсы районных, областных и всероссийских творческих конкурсов, в которых школьники могут принять участие дистанционно. Таким образом, на каникулах учащиеся могут не только отдохнуть, но и раскрыть свои таланты.